наверх

Авторизация
 

Русский след: Западная Русь и Литва

Русский след: Западная Русь и Литва





Продолжаю рассказ о русском следе в Западном поясе: если в прошлой части речь шла о Прибалтике и Молдавии, где Россия всегда была гостем, то теперь отправимся в Западную Русь, с которой всё намного, намного сложнее.
! Дисклеймер !
Запрещены любые оскорбления, коверкание имён и названий, анально-генитальные сравнения, мат. Комментарий, содержащий подобное, будет удаляться независимо от содержания, после 2-3 таких комментариев - бан.
...В те времена, когда сетевые срачи на национальные темы были ещё весёлой народной забавой, одной из любимых тем было - кто же, черт возьми, является преемником Древней Руси? Тут можно вспомнить азы школьной программы - восточно-славянские племена, расселившиеся из междуречья Днестра и Днепра, постепенно объединились вокруг торгового Пути из варяг в греки, в узлах которого выросли три центра древнерусской цивилизации - Новгород, Полоцк и Киев. Я бы изобразил историю Руси в форме дерева, где все эти кривичи, словене, поляне, древляне были корнями, Киевская Русь - стволом, а всё что возникло на её осколках - ветвями, порой скрещивавшимися с другими деревьями леса... Единого преемника Древней Руси нет и быть не может.
2. кладбище в белорусской деревеньке Бабцы.
Самой обособленной её частью мне представляется Полоцк - ныне скромный город в Беларуси, важнейшие события в истории которого происходили более 1000 лет назад. В датских хрониках 12 века говорится, что где-то в 5-6 веках конунг Фродо I хитростью уничтожил Кольцо взял город Палатиски и убил его вождя Веспасия, и если за этим что-то стоит... то например Балтийское море выходит Полоцким морем! Есть гипотеза, что первое русское государство возникло именно вокруг Полоцка, с упадком которого возвысились периферии - Псков, Новгород, Смоленск, Чернигов, Киев, а "призвание варягов" в таком раскладе означает создание антиполоцкого союза и открытие обходного пути по Неве и Волхову вместо Западной Двины. А вот то, что в Полоцкой земле были самобытные имена (Всеслав, Звенислава и т.д.), что Владимир женил на себе княжну Рогнеду насильно, убив её отца Рогволда, о чём ещё в 12 веке сочинил красивую и жестокую легенду; наконец, что даже крестил полочан не Владимир, а исландский (!) миссионер Торвальд Кондранссон в 1000-м году - вещи уже более достоверные. С той поры не осталось ничего, но всё же не случайно здесь, как в Киеве и Новгороде, в 11 веке построили Софийский собор. Полоцкой Софии повезло меньше всего - в нынешнем её здании 18 веке (тоже шедевр, но другой эпохи) от древнего храма остались лишь небольшие фрагменты:
3.
Ещё можно вспомнить (Ис)Коростень в Житомирской области Украины, "столицу" диковатого народа древлян, в известного легенде убивших алчного до дани князя Игоря и подвергнутых страшной мести его вдовы-княгини Ольги. На городище у воды памятник княгине (якобы, в христианстве она раскаялась и построила на этом месте храм), а на горе - непокорному князю Малу, по одной из гипотез отцу ключницы Малуши из Любеча, а стало быть деду незаконорожденного князя Владимиру.
4.
А вот древнерусские идолы лучше всего сохранила Подолия, откуда родом Збручский идол, найденный в 1848 на правом (то есть австрийском) берегу этой пограничной реки и ныне обитающий в Кракове.
5.
Но корни сошлись в ствол, и тут можно рассказать ещё о многом. Например, о древнерусской топографии Киева с его Ярославовым и Владимировым городами, улицы которых украшали не только храмы 11-12 веков, но и несколько древнегреческих статуй из Херсонеса. Или о расцвете соседнего Чернигова (ведь именно там находится старейшее сохранившееся здание Руси - Спасо-Преображенский собор, второй каменный после киевской Десятинной церкви), о Змиевых валах и Поросье - стране "ручных" кочевников, из которых выросли казаки. Или о том, что Киев не стал выбирать между Римом и Констнатинополем, общаясь с обеими сторонами расколотой церкви, и уже в 1228 году на Подолевозник доминиканский монастырь, простоявший до времён Богдана Хмельницкого... но всё это лучше смотрите по ссылкам и тэгам.
6. Киевская София в барочной "шкуре" 17 века - главный храм Древней Руси.
Ствол Руси хорошо заметен - стоявшие на водном пути Новгород, Полоцк, Смоленск, Чернигов и Киев, к западу от него вокруг князей объединялись местные славяне, а на востоке шла колонизация малолюдных финно-угорских земель. Вот оно, настоящее сердце Древней Руси - днепровский порт Киева, где встречались грек и варяг. С золотым куполом - Ильинская церковь (1692), старейший на Руси по времени основания (945) храм византийского торгового подворья:
7.
И именно этот ствол зашатался в 12 веке вместе с одной из основ: набеги на Константинополь и его падение в 1204 году были для Киева фатальнее, чем набеги на сам Киев, ибо с гибелью Византии он оказался в тупике. Оставался, впрочем, запасной "путь из латин в басурмане" - Волга, что и привело к возвышению Владимира. Падение "ствола" раскололо Русь на несколько частей, пути которых начали неуклонно расходиться. На Севере продолжал богатеть торговый Новгород, ставший центром не княжеств, а республики. Никуда не делся Полоцк, которому на пятки наступали Гродно и Туров. Но самые амбициозные княжества породили два плодородных Ополья - одно (с Владимиром) в Залесской Руси, другое (с Галичем) в Червонной Руси. Первая стала ядром будущей России, а вторая - россыпь Червенских городов, за которыми киевские князья воевали с польскими королями в 10-11 веках - ни что иное, как Западная Украина. Ну а Киеву оставалась роль города-регалии, добиваемого постоянной борьбой за право им обладать.
8. Юрьева божница (1098-25) в городке Остёр под Черниговом.
Домонгольские храмы в пейзаже Западного пояса выглядят примерно как античные руины. Мой любимый среди них - церковь Святого Пантелеймона в Галиче (1140-94), вернее одном из его разбросанных на километры предместий:
9.
Галицкое княжество, объединившее в 1140-е годы (чуть раньше переезда Андрея Боголюбского во Владимир) помимо Галича ещё Теребовель, Холм и Перемышль (ныне польские Хелм и Пшемысль - "несобранные земли" Древней Руси) стало родиной русской белокаменной архитектуры, перенятой из романского зодчества, а лучше всего прижившейся в России. На стенах Пантелеймоновской церкви сохранились граффити: в древнерусских храмах явление нередкое, и это потрясающе - "общаться" с людьми, жившими тысячу лет назад.
10.
Рождественская церковь в нынешнем Галиче, который на самом деле был одним из предместий древнего города - вроде бы, в основе начала 13 века, но с тех пор не раз и сильно перестраивалась. У подножья - макеты каменных храмов, которых тут известно целых 14, в том числе необычные для Руси ротонды и квадрифолии ("четырёхлистники"), а также деревянные церкви, от которых остались фрагменты керамических полов.
11.
Центр Галича был на высоком холме у нынешнего села Крылос, но Успенский собор (1182) разрушен Батыем. В 16 веке из белокаменных обломков в границах старого фундамента построили Васильевскую часовню (1500) и Успенскую церковь (1582), на некоторых блоках остались элементы декора:
12.
Самый западный памятник домонгольской Руси - Успенский собор (1154-60) во Владимире-Волынском, известном с 992 года, был построен Мстиславом Изяславовичем в Окольном городе (вид с вала детинца) и служил княжеской усыпальницей. Рядом епископский дворец (1492), но верхние части и собора, и колокольни - начала ХХ века.
13.
Васильевская церковь (1190) в городке Овруч, преемнике древлянского Искоростеня. Верхняя часть - опять же новодел, но очень удачный - проект Щусева:
14.
На окраине Полоцка - Спасо-Евфросиньин монастырь с Преображенской церковью (1128-56), увы, напрочь уделанной снаружи - сейчас ни за что не догадаешься, что это был первый в русской архитектуре храм с кокошниками, равно и что эта архитектурная деталь зародилась в Беларуси 12 века, а не в купеческой Москве парой веков позже. Внутри оконце кельи Ефросиньи Полоцкой - в миру княжна Предслава, она была первой женщиной на Руси, посвятившей себя науке и искусству - в её времена это было возможно только через монашество.
15.
Ещё две столь же уделанные снаружи домонгольские церкви стояли близ Полоцка в Бельчицком монастыре, и были разобраны на стройматериал местными ни то властями, ни то энтузиастами в 1920-е годы. А вот Благовещенскую церковь в Витебске снесли в 1962 году вполне сознательно - но ныне хотя бы воссоздали:
16.
Борисоглебская Коложская церковь в Гродно - "храм с протезом", причём искалечили её не люди, а обвал неманского берега. Хорошо видна уникальная кладка гродненских храмов с каменными и керамическими вставками в кирпичной стене.
17.
Ещё фундаменты - Нижней церкви в том же Гродно:
18.
Церкви Иоанна Богослова (1165-76) в волынском Луцке, весьма необычной "при жизни":
19..
Собора в Турове - крошечном и древнем (980) городке в самом сердце белорусского Полесья. Здешний храм 1170-х был крупнейшим на Руси западнее Киева, а обрушился не от войн и набегов, а от землетрясения в 1230-м году. Но куда больше в этой глуши впечатляют древние каменные кресты - два из них хранятся в деревянной церкви и по легенде поправ все законы физики приплыли сюда из Киева, а третий на кладбище "растёт" из земли как деревце, видимо просто выталкиваясь почвой:
20.
А за Брестской крепостью, выходя дверью павильона к границе, раскопаны не храмы, а обычные кварталы деревянного города с мостовыми из полубрёвен и тесными курными домами:
21.
Ещё есть "висячие замки" Карпат (Тустань, Болехов, Подкамень), на врезках - реконструкция и пазы от креплений:
22.
И это собственно и вся домонгольская архитектура Западной Руси.
Если во Владимиро-Суздальской земле сохранилась около трети имевшихся каменных храмов, а в Новгороде и вовсе больше половины, то по всей Западной Руси - единицы из десятков. Увы, не смогу порадовать наших ура-патриотов историей о том, как "враги УБИВАЛИ русских людей": всё было сложнее и растянулось на века. Традиция и прервана была не монгольским нашествием, часть вполне себе древнерусских памятников тут появилась и после него. Вот например Васильевская церковь во Владимире-Волынском (конец 13 века) - последняя из тех самых ротонд с аляповатыми пристройками 19 века:
23.
Белая Вежа (1271-88) в белорусском Каменце - характерный для Галицко-Волынского княжества каменный донжон деревянного кремля:
24.
А у солеварни в Дрогобыче здания, конечно, 19 века, но сам её колодец непрерывно действует с 1250 года (!). Были и другие сользаводы (Долина), и даже само слово Галиция, по одной из версий, происходит от латинского "galis".
25.
...К концу 12 века Галицко-Волынское княжество стало сильнейшим в Древней Руси, и Даниил Галицкий, современник Александра Невского, даже овладел в 1239 году Киевом... но галициизации на следующий год помешала Орда. Княжество находилось в кольце врагов, и неясно, кто был злее - поляки, татары или другие русские князья. Пользуясь тем, что Русь так и не сделала официального выбора между православием и католичеством, Даниил в 1252 году обратился за помощью к Папе Римскому, от которого получил титул Короля Руси, впервые в православном мире. В 1256 году он основал названную в честь сына новую столицу Львов, где первыми храмами стали Никольская церковь (1292, облик 18 века) и костёл Иоанна Крестителя (1270) у Старого рынка - именно с этого скромного храма началась вестернизация будущей Украины.
26.
В 1299 году митрополит Всея Руси переехал из Киева во Владимир, причём отнюдь в Волынский. Неудачной была и попытка создать Галицкую митрополию(1303) - второй же её владыка Пётр в 1309 году также уехал в Залесье и в 1325 году перенёс кафедру в Москву. Галицикая митрополия продолжила существовать, охватывая ещё и Молдавию но лишь углубляла разрыв Руси. В 1349 году Галицию подчиняла Польша, в 1434 учредившая Русское воеводство, но хозяевами этой земли на века стали католические магнаты - Потоцкие, Любомирские, Жолкевские и многие другие, принесшие с собой и соответствующую архитектуру. Большинством же населения, как и раньше, были русины - этим словом тут называли всех православных восточных славян. Самобытность русинской архитектуры лучше заметна даже не в Галиции, а в покорённой на полвека позже Подолии с её трёхконховыми ("трёхлепестковыми") храмами - вот например Петропавловская церковь (1580) в Каменце-Подольском:
27.
А в деревнях нередки вот такие сюжеты - на одном холме замок для католической шляхты, на другом - храм-крепость для православных простолюдин, как например Покровская церковь (1467) в селе Сутковцы:
28.
А Полоцк и Гродно ещё в 12 веке дистанцировались от борьбы за Киев и даже зодчество их не только не равнялось на киевскую традицию, но и обособиться от неё пыталось как можно сильнее. Ближайшим их соседом были литовцы, в те времена классические варвары - воинственные язычники, и примерно в годы не дошедшего сюда Монгольского нашествия литовский князь Миндовг покорил Городенское княжество, и приняв католичество, стал в 1253 году Королём Литвы. Как и Даниилу Галицкому, ему это не помогло, и уже в 1261-м Миндовг вернулся в язычество и принял русский титул великого князя - так появилось Великое княжество Литовское, Русское, Жемайтское и всех прочих (это было его официальное название), где литовская знать стала той свежей кровью, что влилась в одряхлевшую Русь. Столицей нового государства в 1323 году сделался Вильнюс на стыке литовских племён и славянской Чёрной Руси:
29.
В 14 веке это был полноценный древнерусский город - пусть и с языческим святилищем у княжьего двора и кварталами немецких купцов на посаде. История православных храмов Вильнюса примерно похожа - основаны в 1340-е годы язычником Ольгердом и его православной женой, тверской...


...княгиней Иулианией; полностью перестроены в 1510-х князем Острожским (о нём позже); безобразно отреставрированы в каком-то азиатском стиле в 1860-е. Старейшая в городе церковь - Никольская:
30.
Крупнейший и самый оригинальный - Пречистенский собор, несмотря на псевдогрузинское оформление, в целом сохранивший силуэт:
31.
Пятницкая церковь не перестраивалась Острожским и до 1860-х годов была малоотличима от обычного дома:
32.
Троицкий монастырь, напротив, избежал "ориентализации" - при царе тут была тюрьма:
33.
А за пределами Вильнюса, как ни странно, каменное строительство практически замерло (не считая мощнейших готических крепостей - Луцк, Новогрудок, Лида, Крево, Медининкай) - вообще, если судить по сохранившимся памятникам, меньше всего потрясения 13 века затронули Новгород, исправно строившийся весь 14 век. Но именно Литовская Русь стала в 14-15 веках "собирателем земель", поначалу заметно опережая в этой увлекательной игре Москву - ВКЛ овладело всей Беларусью, Волынью, Малороссией, Смоленщиной, Черноземьем, так что границы ВКМ и ВКЛ пролегали в нынешнем Подмосковье. ВКЛ было по сути первым в Европе государством с официальной политикой мультикультурализма, достигшей расцвета в 15 веке, когда литовцы наконец приняли Крещение. Тут даже архитектура не делилась по конфессиям - вот например характерные для ВКЛ готические храмы с башнями по углам - православная церковь Михаила Архангела в белорусских Сынковичах:
34.
И бернардинский костёл Франциска Ассизского в Вильнюсе:
35.
Убранство православного собора Духова монастыря - там же:
36.
И всё же католичество неуклонно брало верх над православием, базилика вытесняла крестово-купольный храм, и вместо собирания русских земель ВКЛ само начало собираться Польшей. При этом и Польша, и Литва впали в безнадёжную олигархию, но если в Польше последняя была хоть как-то зарегулирована системой шляхетской демократии, то в ВКЛ всё более утрачивало признаки цельного государства. И хотя самым влиятельным родом был Радзивиллы, в данном посте уместнее вспомнить Острожских, ставших последними хранителями Литовской Руси. История этой ветви Рюриковичей показательна: Даниил Острожский в 1341 году бил поляков, а Константин в 1514-м - московитов; его сын Константин-Василий же в 1576-м основал Острожскую академию - первый университет восточно-славянского мира, а год спустя открыл крупнейшую в православном мире типографию, где небезызвестный Иван Фёдоров отпечатл Библию грандиозным для тех времён тиражом в 3000 экземпляров. В Остроге и Межириче сохранились 5-главые храмы 16 века, на своих московских ровесников непохожие ничем, кроме самой композиции.
37. Острог
Но единственная наследница Константина-Василия, овдовевшая Анна-Алоиза Хоткевич по смерти мужа тронулась умом и велела вынуть из могилы да перекрестить в католичество останки отца. Острожская академия закрылась в 1640 году, да и принадлежала Волынь к тому времени уже католической Польше, перейдя к ней вместе с Малороссией по условиям Люблинской унии 1569 года, когда Польша и Литва объединились в Республику Обоих Народов, проще говоря Речь Посполитую.
38. Межирич.
Скучающая литвинская олигархия к тому времени принялась играть в Реформацию, принимая то лютеранство, то кальвинизм, то что-нибудь ещё более экзотическое, и к моменту Люблинской унии больше половины элиты ВКЛ были протестантами. Простонародье же по всей Западной Руси и вовсе сохраняло верность православию, и взошедший на двуединый престол Стефан Баторий решил одним ударом обратить в католичество и тех, и других: в городах Речи Посполитой начали массово открываться иезуитские монастыри и коллегиумы (иногда - как в Вильно и Львове - поднимавшиеся до университетов). С задачей своей они справились - к середине 17 века почти вся аристократия вернулась в католичество, включая тех, кто в кальвинизм уходил из православия.
39. иезуитский собор Франциска Ксаверия и дворец Стефана Батория (справа) в Гродно.
А в 1596 году к Люблинской унии добавилась уния Брестская - Киевский митрополит Михаил Рогоза объявил о своём присоединении к католической церкви, но при этом с сохранением восточной обрядовости. Почва для неё, впрочем, готовилась почти 20 лет под руководством иезуита Пётр Скарги. Так в Речи Посполитой появился один из главных её феноменов - греко-католичество, "народная религия", которая должна была как минимум обособить здешних православных, а как максимум - смениться для них римо-католичеством. Показательно, кстати, что Киевская митрополия к Киеву не имела ни малейшего отношения, её кафедра давно уже располагалась в Вильно, который и сделался центром униатства, за считанные десятилетия разошедшегося почти по всему ВКЛ, то есть - нынешней Белоруссии.
40. Витебск, "виленское барокко" - характерный стиль эпохи расцвета греко-католичества.
А вот украинские русины, напротив, униатство встретили в штыки, причём показывали в 17 веке на порядок более высокую политическую культуру, чем в 21-м - главным элементом борьбы стали не бунты и майданы, а православные братства:
41. Успенская церковь (1572-91) во Львове.
По сути дела такие Общества защиты прав православных по заветам профсоюзного движения Европы 19 века: "если хочешь что-то изменить - объединяйся с другими, кто хочет того же": в братства входили не только мещане и духовенство, но и купцы (зачастую греческого или южно-славянского происхождения, как например построивший колокольню с кадра выше Константин Корнякт), и аристократия, способная отстаивать интересы братств через институт "шляхетской демократии". При братствах открывались школы (аналог коллегиумов), типографии (во львовской работал Иван Фёдоров), и в общем контрнаступление православия было столь успешным, что даже некоторые иерархи в 17 веке начали возвращаться обратно. Именно в 16-17 веках (начавшись, конечно, ещё до Унии) сложилась, например, галицко-волынская православная иконопись, совершенно непохожая на иконописные школы России:
42. из музея в Луцке.
На территории Беларуси православие крепко держалось за Поднепровье, где в 17 веке в предместьях Орши и Могилёва сформировалась даже своя православная архитектурная школа, от которой в ХХ веке всего один собор Николаевского монастыря в Могилёве. Да в Полоцке Богоявленское братство дало миру Симеона Полоцкого, впоследствии русского первопоэта.
43.
Униатство споткнулось о Киев, где важнейшими очагами сопротивления были Братский монастырь на Подоле (из открывшейся при котором в 1615 году Братской школы выросла Киево-Могилянская академия) и Михайловский Златоверхий собор в Верхнем городе, 8 лет державший натуральную оборону при поддержке казаков, пока в 1620 году Иерусалимский патриарх не провозгласил уже православную и на самом деле Киевскую митрополию. Вообще, повторение истории в этом плане удивительно: из страха перед растущим влиянием Москвы и одновременно не воспринимая её как достойного противника, поляки во что бы то ни стало пытались обособить от её влияния население Восточных пределов, и хотя делали это осторожно, в итоге всё же наткнулись на ту грань, за которой действие породило ещё более сильное противодействие. Гранью этой оказались казаки, вопреки нашей историографии отнюдь не мечтавшие породниться с Москвой и регулярно с ней воевавшие на стороне Польши. Польша же, уверенная в своём совершенстве, их раз за разом обманывала, да и вдобавок православие казацкое оказалось непоколебимым - в общем, нараставшие не первый век противоречия наконец прорвались войной Богдана Хмельницкого, и её итог хорошо известен.
44.
Как знакомо: часть земель отправляются в Русский мир, в другой части вестернизация ускоряется по экспоненте. К 18 веку перевелись православные братства, и даже Почаевская лавра, некогда сильнейший оплот сопротивления униатсву, стала главным греко-католическим монастырём:
45.
Как я понимаю, православие не исчезло совсем - но отступило в село, в эти трёхсрубные украинские деревянные церкви, да и то лишь в Правобережной Малороссии.
46. Никольская церковь (1746) в Виннице.
Почему я так много пишу именно о греко-католичестве? Потому что свою задачу-минимум оно прекрасно выполнило: униатская Западная Русь оказалась обособлена от православной России. И присоединив эти земли по разделам Речи Посполитой в 1772-96 годах, Россия начала идеологическое контрнаступление, закрывая католические монастыри и организуя православные миссии: в Малороссии и Подолии удалось вернуть в православие более 2300 приходов и Почаевскую лавру. В 1839 году Полоцкий митрополит Иосиф (Семашко) провозгласил ликвидацию униатства в Российской империи, причём чья это была инициатива - униатского духовенства или властей - спорят до сих пор. Выходить из "тамбура" можно было в обе стороны, и шляхта и монашество предпочли католицизм; купцы, мещане и белое духовенство - православие, а крестьян никто и спрашивать не стал. К русской церкви перешло ещё 1600 приходов.
47. Преображенская церковь (1710) в белорусских Смолянах.
А после Польского восстания 1860-х годов к делу подключились тяжёлые силы - генерал-губернатор Михаил Муравьёв, у нас -Виленский, а у поляков -Вешатель. хотя занимался он не столько репрессиями, сколько политтехнологиями, которые сформулировал чиновник из его "команды", попечитель Виленского образовательного округа Иван Корнилов: "Русский язык и русская вера перестают называться холопскими; русского языка не стыдятся как прежде, а польским не щеголяют. Русское образование сильнее русского штыка" . Работал он вот здесь - ныне Президентский, а в 19 веке Генерал-губернаторский дворец (1819), перестроенный Стасовым из епископского дворца 1530-х годов:
48.
Русификация ВКЛ занимались, например, здесь.
49. сельская школа в Строчице.
Или здесь - одна из бесчисленных "муравьёвок", церквей в русском стиле, строившихся тогда по всему бывшему ВКЛ. В основном они предельно неказисты, но задачу свою выполнили - униаты литвины всего за сотню лет стали православными белорусами, и даже на Волыни греко-католиков меньше, чем где-нибудь в Харькове или Одессе.
50.
И это, в общем-то, весьма наглядный ответ на вопрос "Куда делись древнерусские храмы?" - например, церковь на кадре выше, в посаде Мирского замка, перестроена в 1865 году из костёла 16 века, а костёл в теории (не здесь) мог быть перестроен из домонгольской церкви. Две волны переосвящений и реконструкций (порой со сносом) не прошли бесследно, а в Литве можно наблюдать уже третью волну - многие закрытые при Советах церкви открылись в независимой стране как костёлы:
51.
Построенный Щусевым Троицкий собор (1905-11) Почаевской лавры олицетворяет домонгольский храм, прошедший все эти метаморфозы:
52.
Вот ещё монастырь на Казацких Могилах в Берестечке (1907-14). А в целом, шедеврами российской архитектуры эти края небогаты:
53.
Самые впечатляющие памятники Российской империи тут не храмы, а крепости 19 века. Причём если в Гродно и Каунасе укрепления просто опоясывают город, содержащий какие-то объекты инфраструктуры:
54.
То в Бобруйске и Бресте крепости построены на месте Старых городов. Брестская крепость - не только героический мемориал, но и место, где в давно разобранном соборе была подписана уния:
55.
Да и "муравьёвки" не стоит путать с полковыми церквями, устроенными так, чтобы заходить и молиться строем:
56. Даугавпилс.
И в целом губернии Западной Руси представляются мне одним из самых мрачных мест Российской империи - нищие, без больших городов (кроме 150-тысячного Вильнюса, а Минск, Витебск и Даугавпилс едва дотягивали до 100 тысяч), с преимущественно еврейскими малыми городами, безнадёжно отставшие от остальной страны в развитии (тут же Вильнюс, доставшись России 3-м по величине городом империи, за 19 век вырос всего-то втрое, сползя во вторую десятку), но переполненные гарнизонами. Их печальную атмосферу в своё время хорошо описал Куприн в "Олесе" и "Поединке". Скудная застройка здешних уездных городков, прореженная войной, узнаётся сразу:
57.
Вокруг при этом жизнь кипела - совсем рядом были Рига, Киев, Одесса... Львов. Галиция к началу ХХ века была одним из самых процветающих регионов Австро-Венгрии - с населением 7 миллионов человек и одним из крупнейших в мире районов добычи нефти. Там сохранилось и греко-католичество, ставшее в 19-20 веках "национальной религией" местных русин. Пышная застройка галицких городов тех же лет тоже хорошо узнаётся:
58.
...но "русским следом" это уже никак не назовёшь. В завершение рассказа - Покровский собор (1924-31) в белорусских Барановичах с мозаиками и фресками снесённого в 1924-26 годах Александро-Невского собора в Варшаве:
59.


Контакты:
Адрес: Свердлова, 55-д, 15 118513 Москва,
Телефон:+7 495-940-876-58, Электронная почта: contact@my-71.ru новости туризма
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
» Русский интерьер

Сейчас существует множество различных направлений дизайна интерьера. Многие интересуются вопросом, существует ли русский дизайн интерьера. Если вспомнить про русский стиль, сразу же на ум приходят ма…

» Три горьких поражения России на поле боя

Как известно, поражение всегда остается в гордом одиночестве. Все о нем стараются как можно быстрее забыть. А уж если речь идет о проигрыше в целой войне, то вспоминать о ней никто особо не желает и м…

» Русским не осталось места на территории бывшего СССР

В Казахстане педиатр отказалась принимать больного ребёнка, потому что его мать разговаривала на русском языке. Произошло это в городе Аркалык Костанайской области. Педиатра зовут Мольдыр Утебаева; и …

» О занятиях любовью на Руси: как наши предки любовным утехам предавались

Славянам повезло меньше, чем другим народам, ведь об интимной жизни наших далеких предков не известно практически ничего. Но ведь это совсем не означает, что секса на Руси не было! Во времена, когд…

» Как назывались созвездия на Руси

За созвездиями люди наблюдали еще в далекой древности. Но у каждого народа они имели свои названия, нередко отличающиеся от современных. Например, на Руси большинство созвездий носили славянские име…

» «Мир, который я снимал, умер»: Литва советская Ромуальдаса Пожерскиса

Ромуальдас Пожерскис. Литовский фотограф. Его работы находятся в коллекциях важнейших музеев мира, а сам он является профессором факультета искусств Каунасского университета где читает курс по истори…

» В Вологде Святую Русь изводят под корень

Уже месяц в Вологде идёт благоустройство набережной, которую под видом укрепления речных берегов закатывают в бетон. В географии есть термин «культурный ландшафт», под которым понимают материальное ед…

» США, Россия и КНР объединились в презрении к Европе

Министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль пожаловался на то, что США, Россия и Китай совсем не уважают Евросоюз. «У Москвы, Пекина и Вашингтона есть одна общая черта: они совершенно не ценят Ев…

» Засекреченная тайна о русском народе

Научные данные, приведённые ниже, являются страшной тайной. Формально эти данные не засекречены, поскольку получены американскими учёными вне сферы оборонных исследований, и даже кое-где опубликованы,…

» Какой автомобиль можно купить в Японии за 100 тыс.рублей?

В продолжение темы покупки автомобилей Эта статья будет не совсем правильной, поскольку в Японии купить машину намного сложнее чем у нас, и стоимость машины меркнет перед остальными сборами. Но мы все…

» Финансовая война: Россия, Китай и Турция объединились против доллара

Информация о значительной части этих закупок слитков золота не раскрывается. Они проводятся через третьи сторонние компании-подрядчики с тем, чтобы не раскрывать участников сделок. Имеются значительны…

» Вот почему жители древней Руси не целовались в губы

История поцелуя насчитывает не одно тысячелетие. Ученые считают, то эта ласка могла возникнуть приблизительно в третьем тысячелетии до н.э. в Индии. Первые документальные свидетельства практики поцел…

» 45 откровенных фактов о русском народе

Александр Суворов писал: «Мы — русские! Какой восторг!» Соглашаясь с великим полководцем, мы решили поделиться 45 фактами о русских людях, касающимися разных исторических эпох. Возможно, вы уже знает…

» Россия теряет позиции на постсоветском пространстве

В Кишиневе 2 марта пройдет весьма примечательная межпарламентская конференция по безопасности с участием представителей Молдавии, Украины и Грузии. Что еще важно — как сообщил спикер парламента Молдав…

» Здесь связи нет: зона радиомолчания, где мобильная связь и интернет запрещены законом

Фотограф Эмиль Хольба (Emile Holba) сфотографировал национальную зону радиомолчания в округе Покахонтас, США, где мобильная связь и интернет запрещены законом.Национальная зона радиомолчания (NRQZ) – …

Оставить комментарий
Калейдоскоп
Рубль встретит Новый год в подавленном настроении Рубль встретит Новый год в подавленном...

С января по ноябрь нынешнего года реальный...

  • 14:36
  • 0
  • 0
В 2019 году Америка и Китай затопчут Россию и даже не заметят этого В 2019 году Америка и Китай затопчут...

В пятницу, 8 декабря, промышленный индекс...

  • 12:05
  • 0
  • 0
Авторы пенсионной реформы теперь отдельно займутся врачами и учителями Авторы пенсионной реформы теперь отдельно...

Оторванность российских чиновников от...

  • 12:00
  • 0
  • 0
Новый «Ясень»: Слабее «Морского волка», но лучше «Вирджинии» Новый «Ясень»: Слабее «Морского волка», но...

Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами...

  • 11:27
  • 0
  • 0
Турки поставят военно-морскую базу в 300 км от Сочи Турки поставят военно-морскую базу в 300...

Турецкие военные начали строительство базы...

  • 11:05
  • 0
  • 0