Авторизация

Выживет только Сибирь: прогноз генетиков на ядерную зиму

Пока Америка собралась воевать с Северной Кореей, и обе помахивают ядерными дубинками, ученые задумались о том, сможет ли человечество уцелеть, если дело дойдет до войны. Оказалось — да. Но не всё.

Испытание ядерной зимой способны преодолеть те люди, которых природа наградила так называемым геном холода, утверждают ученые из Университета Аризоны и сотрудники Института цитологии и генетики Новосибирска, которые вместе исследовали генетические признаки адаптации к холоду у коренных народов Сибири.

Последние на генетическом уровне приспособились к выживанию в одном из самых холодных и стрессовых мест на планете. Несмотря на ограниченность светового дня, продуктового набора и сильный холод, современные люди поселились в Сибири около 45 тыс. лет назад — после первоначальной миграции из Африки.

Кто старше - якут или нганасан?

Ученые в полевых экспедициях собрали по 21 образцу ДНК народов двух сибирских популяций — нганасанской (кочевые охотники Таймыра) и якутской (пастухи-оленеводы), в которых выделили экзомы (белок-кодирующие гены) и подвергли их секвенированию (определение порядка блоков ДНК (нуклеотидов) в генетическом коде человека). Метод позволяет проводить массовый скрининг генов и обнаруживать мутации в белок-кодирующих последовательностях.

К полученным результатам подключили данные от нескольких секвенирований восточноазиатских и европейских популяций проекта "Геном 1000". В общей сложности было получено 508160 одинонуклеотидных вариантов (SNV) или мутаций ДНК, рассматривая которые, ученые искали "генетические подписи" (маркеры), общие для адаптации популяций к холоду.

"Наш вывод говорит о том, что общие предки нганасанов и якутов отделились от своих восточноазиатских предков примерно 12-13 тыс. лет назад, поддерживая с ними торговлю", — говорится в отчете. Его авторы предполагают, что это, возможно, совпало с окончанием последнего ледникового максимума и началом...

...потепления в эпоху голоцена, что позволило людям мигрировать на север Центральной Сибири.

Полученные данные говорят о том, что две названные сибирские популяции жили изолированно друг от друга и подвергались серьезным испытаниям под воздействием окружающей среды.

Три группы генов, связанные с питанием

Исследователи обнаружили доказательства резкого — почти на 90% — сокращения численности населения у предков восточных азиатов и сибиряков. Впоследствии популяции восстановились и расширились до нынешних показателей.

"Наше исследование идентифицировало семь генетических подписей с конкретными сигналами из Сибири, — говорит профессор Райан Гутенкунст. — Три типа маркеров связаны с питанием, особенно с жировым обменом, в соответствии с гипотезой адаптации к питанию, богатому животным жиром".

"Все они играют важную роль в производстве энергии и строении клеточных мембран, пищеварительных ферментов, переваривании и абсорбции белков", — поясняет исследователь.

По мнению ученого, многие сибирские коренные народы, в том числе нганасаны и якуты, сегодня полностью адаптировались к питанию, богатому жирами и белками. При этом физиологические исследования показали, что они имеют значительно более высокие уровни метаболизма и относительно низкие уровни липидов (группа природных органических соединений, включающая жиры и жироподобные вещества) в крови (например, HDL / LDL и триглицериды).

Иными словами, потребляя жирную пищу, коренные народы Севера не набирают вес за счет высокого метаболизма.

"Эта генетическая адаптация включает в себя защитные функции организма для поддержания стабильных уровней липидов в плазме крови, чтобы справиться с тяжелым стрессом от холода", — говорится в отчете.

Новое исследование согласуется с аналогичными результатами среди других адаптированных к холоду групп населения, включая инуитов Гренландии в Арктике.

Контакты:
Адрес: Свердлова, 55-д, 15 118513 Москва,