наверх

Авторизация
 

Что такое липучка, или фрикционная шина, и как она работает

Что такое липучка, или фрикционная шина, и как она работает




Накануне каждого зимнего сезона многие автовладельцы озадачиваются вопросом выбора зимней резины – и некоторые задумываются о той, которую в народе называют «липучка». Разбираемся, что такое «липучка», каковы ее сильные и слабые стороны, и чем она отличается от шипованных шин.
1. ЧТО ТАКОЕ «ЛИПУЧКА»?

«Липучкой» в разговорной речи называют зимние нешипованные шины. Правильное название такого типа шин – фрикционные, от английского «friction» – трение.

2. ЧЕМ «ЛИПУЧКА» ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ШИПОВАННЫХ ШИН?

Первое, и очевиднейшее отличие фрикционных шин от шипованных – это, разумеется, отсутствие шипов. Однако это не единственная характеристика, которая разнится в их свойствах. Отсутствие шипов у фрикционной покрышки компенсируется другими особенностями: прежде всего это более мягкий состав резиновой смеси и наличие большого количества тонких и глубоких поперечных ламелей.

Именно этими ламелями, а точнее, их кромками, фрикционные шины и цепляются за поверхность. Сочетание мягкого компаунда, большой глубины протектора и большого количества ламелей дает такой шине большое и стабильное пятно контакта, способность плотно сцепляться с поверхностью, а также отводить из пятна контакта воду, «впитывая» ее ламелями при касании поверхности и очищаясь при движении. Именно высокие сцепные свойства, связанные с мягкостью, и подарили фрикционной шине прозвище «липучка». Кроме того, некоторые производители заявляют о добавлении в состав резиновой смеси фрикционных шин мельчайших твердых частиц, которые призваны играть роль «микроскопических шипов», дополнительно усиливая фрикционные свойства покрышки.

3. В ЧЕМ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ «ЛИПУЧКИ»?

Вышеперечисленные различия определяют эксплуатационные особенности двух разных типов шин. Эффективность фрикционных покрышек максимальна в тех условиях, где ей не приходится сталкиваться с чистым льдом: такие шины хороши на рыхлом снегу, мокром и сухом асфальте, а также в снежной каше с реагентами, которыми обильно поливают современные дороги. Кроме того, за счет большей мягкости «липучка» дольше сохраняет максимальные сцепные свойства при понижении температуры до экстремальной: тесты показывают, что при морозах свыше -25° шипованные шины «дубеют» сильнее, чем фрикционные.

С эксплуатационной точки зрения у фрикционных шин есть еще пара преимуществ. Во-первых, их можно смело использовать в «переходный» период, когда ночью температуры опускаются к околонулевым, а днем остаются плюсовыми. В такое время некоторые автовладельцы «берегут» шипованные шины, предпочитая переобуваться в последний момент, когда зима уже наступила. Однако стоит помнить, что минимальная температура, при которой летняя резина работает эффективно – это +5°, в более холодных условиях она окончательно «дубеет», теряя значительную часть сцепных свойств. «Липучка» же эффективно работает в этих условиях, не вызывая нервических приступов от скрежета шипов по асфальту.

Ну а второе эксплуатационное преимущество фрикционных шин – более низкий уровень шума. Шипованная шина неизбежно имеет более высокий шумовой и вибрационный фон, связанный с касанием шипами поверхности – и если на снегу разница между шиповками и «липучками» сводится к нулю, то на льду и асфальте гул шипов неизбежно будет заметен.

Слабые стороны «липучки» связаны именно с отсутствием шипов в условиях, когда их эффективность могла быть максимальной. Прежде всего это твердая и скользкая поверхность – лед или укатанный снег: на таких покрытиях шипованные шины непременно будут более эффективными, тормозя не только ламелями и мягким компаундом (которые у шипованных шин также имеются), но и шипами. Особенно опасен для фрикционных шин будет лед при...


...околонулевой температуре: в таком случае он подтаивает, и на его поверхности образуется «смазка» из водяной пленки, сводящая к минимуму эффективность «липучки»: единственным гарантированно эффективным инструментом торможения в этом случае будут металлические шипы.

Еще один аргумент не в пользу фрикционных шин – это их меньшая приспособленность для нужд неопытных водителей. Первый инстинкт такого водителя при наступлении нештатной ситуации или необходимости быстро остановиться – это нажать до упора педаль тормоза. В современных автомобилях компенсировать эту ошибку призвана ABS, но если автомобиль ей не оборудован, заблокированные колеса, обутые в «липучку», сильно теряют в эффективности, а вот шипы продолжают работать.

4. КАКИМИ БЫВАЮТ ФРИКЦИОННЫЕ ШИНЫ?

Исходя из свойств и эксплуатационных характеристик, можно разделить фрикционные шины на «скандинавские» и «европейские». Первые имеют большую мягкость и предназначены для эксплуатации в условиях более суровых и холодных зим с большим количеством снега и льда. Вторые – немного более твердые и предназначены для использования в более теплых и щадящих условиях – к примеру, в городах, где дороги хорошо чистятся и регулярно обрабатываются противогололедными реагентами, а морозы являются исключением. Более подробно различия между этими типами зимних шин мы рассмотрели в отдельном материале.

5. ЕСТЬ ЛИ ЕЩЕ КАКИЕ-ТО ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ «ЛИПУЧКИ»?

Кроме важнейших отличий фрикционной резины от шипованной, о которых рассказано выше, есть и еще несколько обстоятельств, на которые стоит обратить внимание.

Во-первых, недавние поправки в ПДД сделали обязательным наличие на автомобиле, имеющем шипованные шины, соответствующего знака с буквой «Ш». Однако на зимние фрикционные шины это требование, как несложно догадаться, не распространяется – то есть, ездить на «липучке» можно без знака «Шипы».

Во-вторых, стоит помнить, что шипованные шины запрещены в большинстве европейских стран, поскольку разрушают поверхность дорожного полотна. Таким образом, если вы собираетесь отправиться за границу на своем автомобиле, стоит заранее уточнить маршрут и выяснить, не придется ли вам обзавестись комплектом «липучки» взамен имеющихся шипованных шин для этой поездки.

А вот законодательные требования к зимним шинам, указанные в техническом регламенте Таможенного союза и перечне неисправностей, запрещающих эксплуатацию ТС, для шипованных и фрикционных шин, разумеется, одинаковы. Автомобиль должен быть оснащен зимними шинами, промаркированными значком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри неё, а также знаками «М+S», «M&S» или «M S», как минимум в период с декабря по февраль, а остаточная высота протектора у зимних шин должна составлять не менее 4 миллиметров.

Однако и здесь есть одно крайне важное замечание: тот же технический регламент гласит о том, что «запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период» – то есть, прямого запрета на эксплуатацию «липучки» летом нет. Однако не стоит думать, что «то, что не запрещено – разрешено»: характеристики фрикционных шин рассчитаны исключительно на зимнюю эксплуатацию, и ее выдающаяся мягкость на горячем асфальте обернется потерей адекватной управляемости и тормозного пути. При значительной плюсовой температуре машина на фрикционных шинах «плывет», а их износ ускоряется на порядки. Поэтому использовать «липучку» не по назначению категорически не рекомендуется.


Контакты:
Адрес: Свердлова, 55-д, 15 118513 Москва,
Телефон:+7 495-940-876-58, Электронная почта: contact@my-71.ru новости туризма
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
» Новая липучка: рулил, рулил, да не вырулил

Описание от автора: "Гололёд после снега. Несмотря на новую "липучку" сорвало и понесло."Смотреть с 0:30 https://www.youtube.com/watch?v=aIyHJ135Wzo&feature=youtu.be

» Нужно ли снимать наклейку «Шипы» при смене зимней резины на летнюю?

Осенью прошлого года автолюбители занялись наклеиванием треугольников с буквой «Ш» на свои машины. Об этом знаке вспомнили после введения штрафа за отсутствие наклейки при езде на шипованных шинах. А…

» Зачем нужен знак "шипы" на автомобиле?

Только вчера я высказал мнение, что на самом деле нет решения того, какая резина зимой самая эффективная - "шипованная или липучка". Хотя в опросе "у кого какая резина стоит зимой?" там в посте резуль…

» Автознак «Ш»: Ненужный, но коварный

Весной 2017 года в ПДД были внесены незначительные изменения, одно из которых подразумевает обязательность знака «Ш» для автомобилей на шипованной резине. Изначально мы думали, что единственной санкци…

» Правила использования зимних и шипованных шин в Европе

В большинстве европейских стран использование шипованной резины запрещено. Дорожные условия в зимний период в Северной и Центральной (в горных районах) Европе, особенно в местах проведения зимнего …

» Зачем нас заставляют вешать знак "Шипы"

Пока Илон Маск презентует новый электрический спорткар, способный разогнаться до сотни за 1,9 секунды и при этом без подзарядки проехать 1000 километров, в России продолжают насиловать водителей, з…

» Шипофрения

Тотальная эпидемия поразила российских водителей. Посмотрев по сторонам, я понял, что чуть ли не поголовно все стали лепить на свои автомобили знаки "Ш". Хотя очевидна абсурдность данного действия дл…

» Что нужно знать о знаке «Шипы» и как сделать его самому

С 1 декабря водителям на зимней резине грозят штрафы за отсутствие наклейки, которую не так просто купить. С 1 декабря 2017 года водителям, которые не поставили знак «Шипы» после замены летних шин н…

» Глупейший знак: отсутствие буквы «Ш» грозит не только штрафом

Знак «Шипованная резина» стал обязательным с апреля 2017 года, когда Правила дорожного движения пополнились пунктом 7.15 (1). За нарушение грозит штраф 500 рублей, но это не самое страшное: в ряде с…

» Штраф за отсутствие зимней резины с 1 декабря 2018

С 1 декабря 2018 года все водители обязаны перейти на зимнюю резину. Согласно соответствующему нормативно-правовому акту, который регулирует сроки смены летнего покрытия на зимнее, использование ав…

» 5 советов по покупке подержанных шин

Уже почти все «переобулись» с зимы на лето. А у тех, кто до сих пор этого не сделал, скорее всего, просто нет летней резины. Как быть в этом случае? «Донашивать» зимнюю теперь нельзя по закону (с июня…

» Как продлить жизнь шипам — советы экспертов

Чтобы шипы служили дольше, шины нужно грамотно обкатать и правильно эксплуатировать. Делимся секретами. Про обкатку Шипы монтируют в уже сваренную шину — их вдавливают в отлитые в резине отверстия…

» ГИБДД выступила против смены резины

Ведомства, отвечающие за организацию движения в Москве, обратились к автовладельцам с рекомендациями отказаться от смены зимней резины, пока в городе окончательно не потеплеет. Центр организации…

» ГИБДД выступила против смены резины

Ведомства, отвечающие за организацию движения в Москве, обратились к автовладельцам с рекомендациями отказаться от смены зимней резины, пока в городе окончательно не потеплеет. Центр организации д…

» ГИБДД выступила против смены резины

Ведомства, отвечающие за организацию движения в Москве, обратились к автовладельцам с рекомендациями отказаться от смены зимней резины, пока в городе окончательно не потеплеет. Центр организации д…

Оставить комментарий
Калейдоскоп
«Россия, чтобы отомстить курдам, натравила на них Турцию» «Россия, чтобы отомстить курдам, натравила...

У курдов с Россией всегда были своеобразные...

  • 19:09
  • 0
  • 0
Америка собирается разбить С-400 и С-500 новым «чудо-истребителем» Америка собирается разбить С-400 и С-500...

В середине этого десятилетия Министерство...

  • 17:00
  • 0
  • 0
Порошенко может быть доволен: Безвиз  ударил по ВМФ России Порошенко может быть доволен: Безвиз...

Издание The National Interest поделилось...

  • 16:35
  • 0
  • 0
Позволим сдать Курилы — сольют и всю Россию Позволим сдать Курилы — сольют и всю Россию...

Как же - удивится читатель — ведь не могут...

  • 15:00
  • 0
  • 0
Порошенко уйдет в партизаны, которых боится до смерти Порошенко уйдет в партизаны, которых...

На Украине на все лады и практически на всех...

  • 13:35
  • 0
  • 0