наверх

Авторизация
 

Что такое липучка, или фрикционная шина, и как она работает

Что такое липучка, или фрикционная шина, и как она работает




Накануне каждого зимнего сезона многие автовладельцы озадачиваются вопросом выбора зимней резины – и некоторые задумываются о той, которую в народе называют «липучка». Разбираемся, что такое «липучка», каковы ее сильные и слабые стороны, и чем она отличается от шипованных шин.
1. ЧТО ТАКОЕ «ЛИПУЧКА»?

«Липучкой» в разговорной речи называют зимние нешипованные шины. Правильное название такого типа шин – фрикционные, от английского «friction» – трение.

2. ЧЕМ «ЛИПУЧКА» ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ШИПОВАННЫХ ШИН?

Первое, и очевиднейшее отличие фрикционных шин от шипованных – это, разумеется, отсутствие шипов. Однако это не единственная характеристика, которая разнится в их свойствах. Отсутствие шипов у фрикционной покрышки компенсируется другими особенностями: прежде всего это более мягкий состав резиновой смеси и наличие большого количества тонких и глубоких поперечных ламелей.

Именно этими ламелями, а точнее, их кромками, фрикционные шины и цепляются за поверхность. Сочетание мягкого компаунда, большой глубины протектора и большого количества ламелей дает такой шине большое и стабильное пятно контакта, способность плотно сцепляться с поверхностью, а также отводить из пятна контакта воду, «впитывая» ее ламелями при касании поверхности и очищаясь при движении. Именно высокие сцепные свойства, связанные с мягкостью, и подарили фрикционной шине прозвище «липучка». Кроме того, некоторые производители заявляют о добавлении в состав резиновой смеси фрикционных шин мельчайших твердых частиц, которые призваны играть роль «микроскопических шипов», дополнительно усиливая фрикционные свойства покрышки.

3. В ЧЕМ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ «ЛИПУЧКИ»?

Вышеперечисленные различия определяют эксплуатационные особенности двух разных типов шин. Эффективность фрикционных покрышек максимальна в тех условиях, где ей не приходится сталкиваться с чистым льдом: такие шины хороши на рыхлом снегу, мокром и сухом асфальте, а также в снежной каше с реагентами, которыми обильно поливают современные дороги. Кроме того, за счет большей мягкости «липучка» дольше сохраняет максимальные сцепные свойства при понижении температуры до экстремальной: тесты показывают, что при морозах свыше -25° шипованные шины «дубеют» сильнее, чем фрикционные.

С эксплуатационной точки зрения у фрикционных шин есть еще пара преимуществ. Во-первых, их можно смело использовать в «переходный» период, когда ночью температуры опускаются к околонулевым, а днем остаются плюсовыми. В такое время некоторые автовладельцы «берегут» шипованные шины, предпочитая переобуваться в последний момент, когда зима уже наступила. Однако стоит помнить, что минимальная температура, при которой летняя резина работает эффективно – это +5°, в более холодных условиях она окончательно «дубеет», теряя значительную часть сцепных свойств. «Липучка» же эффективно работает в этих условиях, не вызывая нервических приступов от скрежета шипов по асфальту.

Ну а второе эксплуатационное преимущество фрикционных шин – более низкий уровень шума. Шипованная шина неизбежно имеет более высокий шумовой и вибрационный фон, связанный с касанием шипами поверхности – и если на снегу разница между шиповками и «липучками» сводится к нулю, то на льду и асфальте гул шипов неизбежно будет заметен.

Слабые стороны «липучки» связаны именно с отсутствием шипов в условиях, когда их эффективность могла быть максимальной. Прежде всего это твердая и скользкая поверхность – лед или укатанный снег: на таких покрытиях шипованные шины непременно будут более эффективными, тормозя не только ламелями и мягким компаундом (которые у шипованных шин также имеются), но и шипами. Особенно опасен для фрикционных шин будет лед при...


...околонулевой температуре: в таком случае он подтаивает, и на его поверхности образуется «смазка» из водяной пленки, сводящая к минимуму эффективность «липучки»: единственным гарантированно эффективным инструментом торможения в этом случае будут металлические шипы.

Еще один аргумент не в пользу фрикционных шин – это их меньшая приспособленность для нужд неопытных водителей. Первый инстинкт такого водителя при наступлении нештатной ситуации или необходимости быстро остановиться – это нажать до упора педаль тормоза. В современных автомобилях компенсировать эту ошибку призвана ABS, но если автомобиль ей не оборудован, заблокированные колеса, обутые в «липучку», сильно теряют в эффективности, а вот шипы продолжают работать.

4. КАКИМИ БЫВАЮТ ФРИКЦИОННЫЕ ШИНЫ?

Исходя из свойств и эксплуатационных характеристик, можно разделить фрикционные шины на «скандинавские» и «европейские». Первые имеют большую мягкость и предназначены для эксплуатации в условиях более суровых и холодных зим с большим количеством снега и льда. Вторые – немного более твердые и предназначены для использования в более теплых и щадящих условиях – к примеру, в городах, где дороги хорошо чистятся и регулярно обрабатываются противогололедными реагентами, а морозы являются исключением. Более подробно различия между этими типами зимних шин мы рассмотрели в отдельном материале.

5. ЕСТЬ ЛИ ЕЩЕ КАКИЕ-ТО ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ «ЛИПУЧКИ»?

Кроме важнейших отличий фрикционной резины от шипованной, о которых рассказано выше, есть и еще несколько обстоятельств, на которые стоит обратить внимание.

Во-первых, недавние поправки в ПДД сделали обязательным наличие на автомобиле, имеющем шипованные шины, соответствующего знака с буквой «Ш». Однако на зимние фрикционные шины это требование, как несложно догадаться, не распространяется – то есть, ездить на «липучке» можно без знака «Шипы».

Во-вторых, стоит помнить, что шипованные шины запрещены в большинстве европейских стран, поскольку разрушают поверхность дорожного полотна. Таким образом, если вы собираетесь отправиться за границу на своем автомобиле, стоит заранее уточнить маршрут и выяснить, не придется ли вам обзавестись комплектом «липучки» взамен имеющихся шипованных шин для этой поездки.

А вот законодательные требования к зимним шинам, указанные в техническом регламенте Таможенного союза и перечне неисправностей, запрещающих эксплуатацию ТС, для шипованных и фрикционных шин, разумеется, одинаковы. Автомобиль должен быть оснащен зимними шинами, промаркированными значком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри неё, а также знаками «М+S», «M&S» или «M S», как минимум в период с декабря по февраль, а остаточная высота протектора у зимних шин должна составлять не менее 4 миллиметров.

Однако и здесь есть одно крайне важное замечание: тот же технический регламент гласит о том, что «запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период» – то есть, прямого запрета на эксплуатацию «липучки» летом нет. Однако не стоит думать, что «то, что не запрещено – разрешено»: характеристики фрикционных шин рассчитаны исключительно на зимнюю эксплуатацию, и ее выдающаяся мягкость на горячем асфальте обернется потерей адекватной управляемости и тормозного пути. При значительной плюсовой температуре машина на фрикционных шинах «плывет», а их износ ускоряется на порядки. Поэтому использовать «липучку» не по назначению категорически не рекомендуется.



Контакты:
Адрес: Свердлова, 55-д, 15 118513 Москва,
Телефон:+7 495-940-876-58, Электронная почта: contact@my-71.ru новости туризма
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
» Новая липучка: рулил, рулил, да не вырулил

Описание от автора: "Гололёд после снега. Несмотря на новую "липучку" сорвало и понесло."Смотреть с 0:30 https://www.youtube.com/watch?v=aIyHJ135Wzo&feature=youtu.be

» Нужно ли снимать наклейку «Шипы» при смене зимней резины на летнюю?

Осенью прошлого года автолюбители занялись наклеиванием треугольников с буквой «Ш» на свои машины. Об этом знаке вспомнили после введения штрафа за отсутствие наклейки при езде на шипованных шинах. А…

» Зачем нужен знак "шипы" на автомобиле?

Только вчера я высказал мнение, что на самом деле нет решения того, какая резина зимой самая эффективная - "шипованная или липучка". Хотя в опросе "у кого какая резина стоит зимой?" там в посте резуль…

» Плюсы и минусы повторной ошиповки шин

Некоторые автовладельцы зимой стоят перед вопросом: покупать ли новые зимние шины, или подержанные, или ошиповать повторно свои старые. Шинный калькулятор Вообще говоря, повторная ошиповка шин – вещь …

» Плюсы и минусы повторной ошиповки шин

Некоторые автовладельцы зимой стоят перед вопросом: покупать ли новые зимние шины, или подержанные, или ошиповать повторно свои старые. Шинный калькулятор Вообще говоря, повторная ошиповка шин — вещь …

» Автознак «Ш»: Ненужный, но коварный

Весной 2017 года в ПДД были внесены незначительные изменения, одно из которых подразумевает обязательность знака «Ш» для автомобилей на шипованной резине. Изначально мы думали, что единственной санкци…

» Правила использования зимних и шипованных шин в Европе

В большинстве европейских стран использование шипованной резины запрещено. Дорожные условия в зимний период в Северной и Центральной (в горных районах) Европе, особенно в местах проведения зимнего …

» Если вы все еще не выбрали подарок охотнику, обратите внимание на кофр с касетницей "Бурский пояс".

почтовая экспресс доставка емс позволит получить подарок в срок ( 3-5 дней по рф) «бурский пояс» в наличии в москве ( самовывоз/ доставка почтой рф). "бурский пояс" кофр , касетница для хранения и транспортировки

» ООиР рекомендует.

если вы все еще не выбрали подарок к нг, обратите внимание на кофр с касетницей "бурский пояс". почтовая экспресс доставка емс позволит получить подарок в срок ( 3-5 дней по рф) «бурский пояс» в наличии в москве (

» Шипофрения

Тотальная эпидемия поразила российских водителей. Посмотрев по сторонам, я понял, что чуть ли не поголовно все стали лепить на свои автомобили знаки "Ш". Хотя очевидна абсурдность данного действия дл…

» Зачем нас заставляют вешать знак "Шипы"

Пока Илон Маск презентует новый электрический спорткар, способный разогнаться до сотни за 1,9 секунды и при этом без подзарядки проехать 1000 километров, в России продолжают насиловать водителей, з…

» Глупейший знак: отсутствие буквы «Ш» грозит не только штрафом

Знак «Шипованная резина» стал обязательным с апреля 2017 года, когда Правила дорожного движения пополнились пунктом 7.15 (1). За нарушение грозит штраф 500 рублей, но это не самое страшное: в ряде с…

» Что нужно знать о знаке «Шипы» и как сделать его самому

С 1 декабря водителям на зимней резине грозят штрафы за отсутствие наклейки, которую не так просто купить. С 1 декабря 2017 года водителям, которые не поставили знак «Шипы» после замены летних шин н…

» 5 советов по покупке подержанных шин

Уже почти все «переобулись» с зимы на лето. А у тех, кто до сих пор этого не сделал, скорее всего, просто нет летней резины. Как быть в этом случае? «Донашивать» зимнюю теперь нельзя по закону (с июня…

» Штраф за отсутствие зимней резины с 1 декабря 2018

С 1 декабря 2018 года все водители обязаны перейти на зимнюю резину. Согласно соответствующему нормативно-правовому акту, который регулирует сроки смены летнего покрытия на зимнее, использование ав…

Оставить комментарий
оформить кредитную карту Райффайзенбанк
Калейдоскоп
Правильная установка канального вентилятора Правильная установка канального...

типичным решением вентиляционного вопроса в...

  • 22:11
  • 0
  • 0
Обои без швов: как лучше клеить, почему они расходятся и становятся видны Обои без швов: как лучше клеить, почему...

когда мы планируем проведение ремонта, то,...

  • 21:55
  • 0
  • 0
...

сейчас строят свой собственный дом,...

  • 19:22
  • 0
  • 0
Приклеивание гипсокартона на стену Приклеивание гипсокартона на стену ...

инструмент который нам понадобится. зубчатый...

  • 17:55
  • 0
  • 0
ТЕХНИКА ОБЖИГА ДРЕВЕСИНЫ ТЕХНИКА ОБЖИГА ДРЕВЕСИНЫ ...

наибольшей популярностью пользуется дерево,...

  • 17:11
  • 0
  • 0