«Мы не предвосхищаем решения о санкциях, но намерены выполнять требования законодательства (речь идет об американском законе о контроле над химическим и биологическим оружием и запрете его военного применения от 1991 года)», — отметил представитель ведомства.
В начале ноября руководитель пресс-службы Госдепа Роберт Палладино заявил, что Вашингтон тщательно изучит последствия для своей национальной безопасности от новых санкций против России, прежде чем вводить их.
«Этот процесс занимает время, и мы хотим, чтобы эти санкции были введены правильным образом. Нам надо внимательно изучить последствия, которые будут иметь эти санкции для интересов национальной безопасности США», — заключил он.
6 ноября представитель Госдепартамента США Хизер Науэрт заявила, что Белый дом намерен действовать в соответствии с положениями закона о нераспространении химического и биологического оружия CBW, который требует введения дополнительных санкций. В тот же день председатель комитета по международным делам палаты представителей конгресса США Эд Ройс обвинил Россию в несоблюдении закона о неприменении химоружия.
В конце августа Вашингтон принял первый пакет новых ограничений против России из-за так называемого «дела Скрипалей». Сообщалось, что в ноябре может вступить в силу второй пакет мер, который предполагает понижение уровня дипотношений и почти полное сворачивание торговли, но этого не произошло.
От России требуют предоставить мировой общественности официальные заверения в отсутствии планов использовать химоружие и дать международным специалистам доступ для инспектирования своих химических объектов.
4 марта в британском Солсбери отравили Сергея Скрипаля и его дочь Юлию. По данным следствия, они подверглись воздействию нервно-паралитического вещества класса «Новичок». В нападении Лондон обвинил Москву. Россия отвергает все обвинения, указывая на отсутствие доказательств.
Администрация США намеревается ввести второю часть санкций против России по «делу Скрипаля». Об этом корреспонденту ТАСС заявил представитель Госдепартамента.
«Мы не предвосхищаем решения о санкциях, но намерены выполнять требования [американского] законодательства», — отметил представитель Госдепартамента, говоря о Законе о контроле над химическим и биологическим оружием и запрете его военного применения от 1991 года, который предписывает применить санкции.
Первая часть санкций по «делу Скрипаля» была введена американской стороной 27 августа. Как заявил тогда Госдепартамент, если через 90 дней Москва не выполнит ряд критериев, то будут введены новые санкции. Однако отведенные законом 90 дней истекли, а администрация США пока не приняла никаких новых шагов.
Вторая часть санкций предусматривает, в частности, возможность понижения уровня двусторонних дипломатических отношений по инициативе США или даже их приостановки, фактически полный запрет экспорта в Россию любых американских товаров, кроме продовольствия, а также импорта Соединенными Штатами российских товаров, включая нефть и нефтепродукты, лишение права на посадку в США самолетов любой авиакомпании, которая контролируется правительством России.
В Госдепартаменте отказались сообщить, на базе каких сведений или разведданных были сделаны однозначные выводы о причастности России к отравлению в Солсбери. В то же время власти США заявили, что не хотели бы прибегать к реализации второго этапа этих рестрикций — для этого Россия должна представить американской стороне убедительные заверения в том, что больше не будет нарушать положения международного права в области запрета химического оружия, а также должна допустить проведение инспекций на местах ООН и международными независимыми наблюдателями с тем, чтобы гарантировать, что правительство не применяет химическое оружие в нарушение международногоправа.
Антироссийские санкции — ограничительные меры со стороны ЕС, США и стран-сателлитов Запада, направленные против России и её граждан. Основные виды санкций — запрет на въезд для отдельных лиц и запрет на ведение экономической деятельности для компаний (данные ограничения действуют на территории страны, которая вводит санкции). В настоящее время против России действует ряд санкционных мер в связи с Украинским кризисом.
Санкции были введены для оказания давления на Россию с целью изменения её позиции по крупным международным вопросам, но также и для ослабления российской экономики, то есть в целях конкурентной борьбы. Согласно международному праву вводить санкции в отношении любой страны возможно только в ограниченном числе случаев, однако США и ЕС нарушают эти правила, устанавливая ограничения по собственному усмотрению.
По мнению многих экспертов, антироссийские санкции не достигли своей цели, и при этом наносят экономический вред тем странам, которые их ввели. Хотя санкции всё же оказывают определённое негативное влияние на российскую экономику, их вклад в падение ВВП России оценивается как небольшой по сравнению с падением цен на нефть: так, по оценке Citigroup, санкции ответственны лишь за 10 % от общей цифры падения экономики России (то есть речь идет всего о 0,4 % из общих 4 % спада ВВП в 2015 году).
Санкции стали мощным стимулом для развития импортозамещения в России, особенно с учётом введённых российским правительством контрсанкций, ограничивающих закупки многих западных товаров (прежде всего, продуктов питания). В результате отечественные производители по большей части только выиграли от сложившейся ситуации, а страна в целом снизила уровень зависимости от западных товаров и технологий.
Мнения об антироссийских санкцияхВладимир Путин:
Конечно, можно нанести какой-то ущерб друг другу. Но это будет взаимный ущерб. И об этом тоже нужно подумать. Мы считаем наши действия вполне обоснованными, а всякие угрозы в адрес России — контрпродуктивными и вредными.Ещё недавно казалось, что в экономике, где действуют объективные рыночные законы, мы научимся обходиться без разделительных линий, будем действовать на основе прозрачных, совместно выработанных правил, в том числе принципов ВТО, которые подразумевают свободу торговли, инвестиций, открытую конкуренцию. Однако сегодня чуть ли не нормой стали односторонние санкции в обход Устава ООН. Они не только преследуют политические цели, но и служат способом устранения конкурентов на рынке. <…> Это чревато полной разбалансировкой торговой системы, раздроблением глобального экономического пространства.Милош Земан, президент Чешской Республики:
Я не вижу никаких причин, зачем нужно изолировать Российскую Федерацию от Евросоюза, зачем говорить о санкциях, о блокаде, об эмбарго. Есть шанс повысить уровень нашего сотрудничества и не говорить о санкциях, не говорить об изоляции. Изоляция ещё ни в одном случае не приводила нас к удаче, но приводила только к тому, что не было взаимопонимания, не было взаимодоверия. И это плохо.Из заявления МИД РФ:
В США и Канаде никак не могут успокоиться в связи с результатами состоявшегося в марте свободного волеизъявления жителей Крыма и Севастополя. Ввели новые санкции против российских официальных лиц различных уровней, расширили запреты на нормальное экономическое взаимодействие. Адекватность инициаторов подобных решений вызывает растущие сомнения. Впрочем, прозрения иногда бывают и у самых закоренелых фанатов санкций — хотя приходят они не сразу: к примеру, для признания безрезультатности политики санкционной блокады Кубы Белому дому понадобилось полвека. Что ж, подождём и мы.Дмитрий Медведев, председатель правительства РФ:
Давайте говорить прямо, не мы эти санкции придумали, их придумали наши партнёры по международному сообществу. Как принято говорить у нас, Бог им судья. Мы, безусловно, эти санкции переживём. У меня нет никаких сомнений, что через некоторое время эти санкции испарятся, их просто не будет, но то, что они нанесли урон нашим отношениям, никакого сомнения нет.Джон Керри, госсекретарь США:
Санкции исторически занимают время. Вы можете видеть это в Южной Африке с апартеидом, с Ираном, переговоры проходят сегодня по ядерной программе. Я полностью не согласен с преждевременными предположениями, что они провалились. Поменяли ли они [Россия] поведение? Нет!Иван Андриевский, первый вице-президент Российского союза инженеров:
Сегодня, когда прошли долгие месяцы после введения западных санкций, прошла и волна страха, что экономика России непоправимо пострадает от них. Оказалось, что наша страна живёт своей жизнью и санкции не оказывают на неё такого разрушительного влияния. Россия перестраивается, после того как неоднократно продемонстрировала свою твёрдую позицию в отношении Запада.