наверх

Авторизация
 

Дублинцы

Дублинцы




Дублинцы (Dubliners) - сборник из 15 рассказов (в аудиоформате в группе представлено только 11) молодого Джойса, впервые опубликованный в 1914 году. В рассказах в импрессионистической манере изображена жизнь дублинцев средней руки. Некоторые из персонажей впоследствии будут введены автором в роман "Улисс".
В литературной критике утвердилось мнение, что в рассказах сборника покинувший Ирландию писатель стремился вскрыть не только причины, побудившие его уехать, но и предугадать свою судьбу, останься он на родине. Дублин предстаёт в книге как "кладбище душ", которые по-чеховски стремятся вырваться из душного мирка повседневности, но оказываются скованными социальными и психологическими путами.

В небольших зарисовках Джойс представляет нелицеприятную картину своих современников. Основной мотив – паралич людей, их мыслей, чувств и идей. Молодые и пожилые, богатые и бедные, – все одинаково пассивны, они не могут вырваться из окружающего болота, не могут ничего изменить. Редкие всплески настоящих живых чувств быстро гаснут и затихают. Рассказы очень характерные, персонажи живые и, несмотря на то, что речь идет о начале прошлого века, многие типажи знакомы и сейчас: молодой человек, мечтающий о стихотворении, которое он никогда не напишет, девушка не решающаяся убежать от тирании отца, мать, обманом удачно выдающая дочку замуж.

"МЁРТВЫЕ" — повесть Джеймса Джойса, завершающая сборник "Дублинцы". Считается шедевром английской новеллистики XX века. В "Мёртвых" писатель развил центральные темы западноевропейской прозы столетия: отсутствия понимания между людьми, одиночества, осознания своего места в окружающем мире. В 1987 г. Джон Хьюстон снял по мотивам повести одноимённый фильм, а в 1999 г. на Бродвее дебютировал мюзикл с Кристофером Уокеном в главной роли.

Предполагалось, что в сборник войдёт четырнадцать рассказов, однако проблемы с изданием "Дублинцев" отсрочили выход книги в свет и в окончательном варианте Джойс включил в него "Мёртвых", написанных в 1907 году. Как считал сам Джойс, в "Дублинцах" он "излишне сурово" обошёлся с Дублином, "уникальный островной колорит и гостеприимство" которого заслуживают особого внимания.

Повесть объединяет в себе мотивы всех рассказов сборника, однако в более тонкой и сложной трактовке. Её основная тема — невидимая, но прочная связь мёртвых и живых — отсылает к "Сёстрам", первому рассказу цикла.

Метафоре, завершающей "Мёртвых", литературоведы дают различное толкование. В Ирландии, засыпаемой снегом, видят и символ объединения живых и мёртвых, и Дублина с Западом страны, где, по мнению сторонников Ирландского Возрождения, жили истинные носители гэльской культуры, но также и образ паралича, охватившего всю страну.

На рождественский бал к престарелым сёстрам-музыкантшам и их племяннице, трём мисс Моркан, собираются друзья и родственники. Приходит и племянник Джулии и Кэт Моркан — журналист Габриел Конрой с женой Гретой.

В конце вечера Габриел видит в полумраке на лестнице Грету: она слушает старинную ирландскую песню, доносящуюся из зала. Тайна, исходящая от жены, её красота, заставляют Габриела вспомнить самые светлые эпизоды их супружества. Он с нетерпением ждёт момента, когда останется наедине с женой. Позже Габриел с удивлением замечает отчуждение и печаль Греты. Она признаётся: звуки песни напомнили ей мальчика, Майкла Фюрея, который любил её в юности и умер из-за неё.

Конрой неожиданно осознаёт, что всё, что ранее составляло предмет его гордости — фикция, что умерший юноша более жив, чем он, что "лучше смело перейти в иной мир на гребне какой-нибудь страсти, чем увядать и жалко тускнеть с годами".

"«Дублинцы» (1905-1914) - первое зрелое произведение Джойса. Значение этого сборника выходит за рамки лишь творчества Джойса. Это новый этап в развитии европейской новеллистики, не менее важный, чем чеховская проза.

Русский читатель «Дублинцев» непременно задаст себе вопрос: а нет ли прямого влияния Чехова на прозу ирландского автора Сам Джойс, когда его спрашивали об этом, отвечал отрицательно нет, не был знаком с творчеством Чехова в пору работы над «Дублинцами». Но кажется, что чеховские персонажи все эти жалкие, влачащие свои дни в пропыленных конторах клерки, люди «в футлярах», пошлые нувориши, интеллигенты, не знающие, куда приложить свои силы, женщины, задыхающиеся без любви, - перекочевали на страницы «Дублинцев».

Не только в большом мире царят холод, враждебность и пошлость. Нет тепла, понимания и сочувствия и дома. В рассказе «Аравия» сокровенная мечта мальчика купить своей подруге подарок - какой-нибудь пустячок - на благотворительном базаре грубо разбивается о черствость взрослых, забывших про его просьбу.

В своих мечтах герои Джойса уносятся в далекие восточные страны, на Дикий Запад, в привольное царство ковбоев. Но как только мечта попадает в сонное царство Дублина, на нее сразу же ложится печать тления. Дублинский благотворительный базар с заманчиво звучащим восточным названием «Аравия» - это жалкая пародия на настоящий праздник.

Вот детство позади. Следующая стадия - юность. Эвелин, героиня одноименного рассказа, хотя и понимает, что в Ирландии ее ожидает участь не лучшая, чем судьба сошедшей с ума матери, не в силах порвать с тупой

работой, убожеством дома и всего монотонного существования. Трагедия не только Эвелин, но целого поколения ирландцев в том, что им не хватает сил на действие.
«Моим намерением, - писал Джойс, - было написать главу из нравственной истории моей страны, и я выбрал местом действия Дублин, поскольку, с моей точки зрения, именно этот город является центром паралича».

Паралич для Джойса - это средоточие ненавистных ему пороков современной ирландской жизни косности, низкопоклонства, коррупции, культурной отсталости, «пошлости пошлого человека». Дублин интересовал его не только как город, жизнь и нравы которого ему были знакомы до мелочей, но и как древнейшая столица мира, то есть как воплощение города, а следовательно, и многообразия социальной и духовной жизни человека.

Близость творческих установок Джойса и Чехова видна и в поэтике. Оба писателя видели зловещие признаки духовного нездоровья своих современников в мелочах быта, поведении, походке, интонации, там, где другая рука, привыкшая к более размашистым мазкам, не нашла бы ничего заслуживающего внимания. Описывая в своих рассказах эту область житейских неурядиц, утверждая бесфабульность как художественную норму, Джойс и Чехов обосновывали новый тип эстетики. В мире, где всем завладела пошлость, нет и не может быть ничего нового. Рассказывать не о чем, можно лишь бесстрастно фиксировать в слове тягостное течение жизни. Боясь оказаться навязчивым, автор как бы предоставляет возможность читателю самому читать текст. Но текст так продуман и до такой степени драматизирован, что и в самом деле есть только одна возможность в одном-единственном месте текста написать: «Идет дождь».

Голос автора чаще всего заглушен многоголосием других персонажей. Голоса «живут в прозе, в словах, передающих их социальный уровень, духовное развитие, представление о нравственности». В этой новой прозе, где повествовательные возможности классического текста (проза Пушкина, Диккенса, Теккерея), как писал Горький, доведены до предела, приговор произносит не автор, но сама проза.

Проза Джойса обнаруживает немалое сходство с музыкальным произведением, и в частности с симфонией, в которой, благодаря тщательно продуманной системе лейтмотивов, постоянно проводятся главные темы. Технике лейтмотива Джойс учился у Вагнера. Уже в своей ранней прозе он разработал этот прием до такого совершенства, что с его помощью связал воедино внешне разобщенные факты, случайные события и перебросил мост от бытового плана к плану символическому. И точно так же, как в симфонии, когда кажется, что главная тема отзвучала, главная тема «Дублинцев» - тема смерти, духовной и физической, - вдруг врывается и звучит, с новой силой напоминая о себе.

Таков завершающий аккорд сборника - рассказ «Мертвые», шедевр не только психологической прозы раннего Джойса, но и всей английской новеллистики XX века. Это история прозрения Габриела Конроя, педагога и журналиста, самоуверенного человека, души общества, блестящего оратора, прекрасного мужа. И вдруг оказывается, что все эти характеристики - фикция. Габриел Конрой, так гладко и красиво рассуждающий об ирландском духе, не хочет отдать свои силы родине, и его любование национальными обычаями - не более чем поза.

Показав социальную несостоятельность своего героя, Джойс подвергает его другой, еще более жестокой и важной для него проверке - экзамену на человечность Сцена «человечного» разоблачения Габриела Конроя происходит, когда он узнает причину тяжелого настроения своей жены Греты. Старинная ирландская баллада вызвала в памяти Греты образ Майкла Фюрея, юноши, который некогда любил ее и умер, после того как простоял под дождем у ее окна в вечер разлуки.

Горькая ирония - в том, что умерший Майкл Фюрей - единственно живой в веренице духовных мертвецов «Дублинцев», поскольку в своей жизни руководствовался самым важным законом - законом любви. Он тот, кто разбудил не только Грету, но и Габриела от духовной спячки.

Темы, занявшие центральное место в западной прозе XX века, - взаимонепонимание, немота, отчужденность людей друг от друга и от мира, одиночество, мучительные поиски своего «я» - были поставлены Джойсом в его рассказах еще в начале столетия.

Проза «Дублинцев» - проза урбанистическая. Дублин - настоящий герой рассказов. Его самостоятельная жизнь лишь подчеркивает ощущение заброшенности персонажей Джойса. Они кружат по его улицам, а город молча, без сострадания взирает на них. И только в «Мертвых» действие - если можно определить происходящее с Конроем этим словом - переносится на природу: спертая, застоявшаяся атмосфера разряжается потоком морозного воздуха. Прекрасная, лирическая в своей тональности картина падающего снега, примиряющего все горести и разрешающего все противоречия, реализует конечную задачу Джойса - соединить «сейчас и здесь» с

Контакты:
Адрес: Свердлова, 55-д, 15 118513 Москва,
Телефон:+7 495-940-876-58, Электронная почта: contact@my-71.ru новости туризма
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
» Богатые и бедные: 10 отличий.

судьба: - богатые всегда говорят - я творец своего счастья. - бедные часто говорят - от меня ничего не зависит. цель работы: - богатые - стать богаче. - бедные - не стать беднее. борьба: - богатые - выиграть. - бедные -

» Секреты богатства в мышлении богатых людей.

1. богатые люди верят: «я создаю свою жизнь». бедные люди верят: «жизнь — это то, что со мной происходит». деньги очень важны в тех областях, в которых они применяются, и совсем неважны там, где в них нет необходимости.

» Чем привычки богатых людей отличаются от привычек бедных

раньше, когда действовало крепостное право, люди оставались бедными, потому что у них просто не было права выбора с рождения. в современном же мире большинство бедных в демократических государствах остаются бедными не

» 10 законов притяжения Богатства:

1. каждое ваше действие или поступок влечет за собой последствие. у богатства есть свои причины, что люди делали, чтобы добиться успеха изучите опыт других людей и делайте то, что делали они. 2.реальность для вас это

» Александр Бухтияров «Как вырваться из замкнутого круга!»

сейчас очень своеобразное время. полки магазинов давно не пусты. на них есть все. приобретать красивую одежду может любой человек. не только те, у кого муж или отец "плавает". возможность поехать за границу и увидеть

» Сто лучших книг в истории по версии Нобелевских лауреатов

некоторое время назад провели опрос большого количества лауреатов нобелевской премии в разных областях с целью определить 100 лучших книг в истории. вот как выглядит этот список: 1. дж.джойс. улисс 2. р.эллисон.

» 13 фото о том, как отличаются бедные и богатые районы в Африке, Индии и Мексике

Вот так и живут. Аэрофотоснимки фотографа Джонни Миллера показывают драматический разрыв между богатыми и бедными в городах Южной Африки, Мексики и Индии. Фотографии являются частью проекта, который…

» Внедри некоторые из этих правил и твоя жизнь изменится

1. богатые экономят средства и время. 2. бедные тратят все, что зарабатывают – богатые заработанное вкладывают. 3. бедные раздают щедрые чаевые, а богатые в этом сдержаны. 4. бедный покупает за ту цену, которую ему

» 9 книг о сильных личностях

1. дженни даунхэм — "пока я жива"шестнадцатилетняя героиня этой книги только начинает жить, и ей так много хочется успеть. поэтому она пишет список всех своих желаний и берется за дело. не все в нем так невинно, как у

» ???????? "Сила момента сейчас"

✍???? толле экхарт все проблемы, страдания и боль порождаются нашим эгоистичным умом, цепляющимся за свое ложное я. вырваться из его плена можно только через абсолютное присутствие в настоящем - единственно реальном

» Как мыслят богатые 

чем отличаются богатые от бедных тем, что они мыслят по-другому. стив сиболд в своей книге «как мыслят богатые» описал 15 особенностей мышления богатых. вот они: 1. богатые считают эгоизм достоинством у обычных людей

» Как мыслят богатые

чем отличаются богатые от бедных тем, что они мыслят по-другому. стив сиболд в своей книге «как мыслят богатые» описал 15 особенностей мышления богатых. вот они: 1. богатые считают эгоизм достоинством у обычных людей

» 10 книг о сильных личностях

1. дженни даунхэм — "пока я жива" шестнадцатилетняя героиня этой книги только начинает жить, и ей так много хочется успеть. поэтому она пишет список всех своих желаний и берется за дело. не все в нем так невинно, как у

» Самые лучшие книги о женщинах

романы о любви и страсти, ревности и страданиях – истории мировой литературы, которые стоит почитать: 1. дэвид лоуренс: «любовник леди чаттерлей» роман английского писателя дэвида лоуренса впервые был опубликован в 1928

» Хорхе Луис Борхес, Адольфо Биой Касарес - Шесть загадок для дона Исидро Пароди (1942)

исполнители: михаил прокопов, олег булдаков музыкальное сопровождение: частичное музыкальное сопровождение со звуковыми эффектами описание: литературно-пародийный эксперимент двух латиноамериканских интеллектуалов в

Оставить комментарий

Калейдоскоп
Как построить деревянную беседку своими руками Как построить деревянную беседку своими...

открытая беседка во дворе дома — идеальное...

  • 19:11
  • 0
  • 0
Друзья! ПО МНОГОЧИСЛЕННЫМ ПРОСЬБАМ, ПОВТОРЯЮ ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ"БОЮСЬ - НЕ БОЮСЬ! Как избавиться от страха публичного выступления" Друзья! ПО МНОГОЧИСЛЕННЫМ ПРОСЬБАМ,...

16 мая (четверг) , в 19:00 мск. регистрация...

  • 11:55
  • 0
  • 0
Ремонт ПВХ окон своими руками. Ремонт ПВХ окон своими руками....

разболталась ручка, замена сломанной ручки,...

  • 11:11
  • 0
  • 0
Печь на опилках Печь на опилках ...

печи, использующие в качестве топлива опилки...

  • 09:11
  • 0
  • 0
Правила покраски гипсокартона Правила покраски гипсокартона...

подготовка гипсокатона под покраскуте, кто...

  • 23:22
  • 0
  • 0