наверх

 

????Непроизвольное запоминание: почему ненужная информация запоминается, а нужная вылетает из головы

????Непроизвольное запоминание: почему ненужная информация запоминается, а нужная вылетает из головы




Трудно переоценить значение памяти. Без неё человек вечно бы оставался в состоянии младенца, не мог бы освоить никаких ценных навыков и чему-либо научиться. Учёные делят память на два вида: произвольную и непроизвольную. То же самое и с запоминанием. Оно также делится на два типа. О методиках изучения последнего (непроизвольного запоминания) мы сегодня и поговорим.

????Основные понятия

Прежде чем говорить о непроизвольном запоминании и памяти, дадим определения основным понятиям:

▪Память – процессы в мозге человека, которые организуют его опыт в определённую систему и делают возможным его применение в будущем.

▪Запоминание – процесс введения новых знаний в память.

Образно говоря, память – это склад, на котором работают грузчики и кладовщики, и то, чем они занимаются. А запоминание – это одно из занятий сотрудников склада, суть которого состоит в том, чтобы загружать в него новую «продукцию» (знания и умения).

????Что такое непроизвольное запоминание

Поступим методом «от противного» (как в геометрии) – объясним сначала, что такое произвольное запоминание:

▪Произвольное запоминание – когда наши грузчики и кладовщики намеренно загружают продукцию в виде знаний на склад. Сказал ли им это делать начальник или этого требует план – не важно.

▪Непроизвольное запоминание – когда грузчики носят коробки с бананами (их основная задача) и вместе с этим разгружают ящики с яблоками, которые разгружать, в принципе, и не надо (водитель может увезти их на соседний склад). Но если они их разгрузят, будет только лучше.

Или вот другой наглядный пример, а точнее опыт, проведённый исследователями: дошкольникам дали задание разложить в разные кучки карточки с нарисованными на них предметами, которые обычно находятся на кухне и в спальной комнате, такие как чайник, кастрюля, кровать, вилки, ложки, компьютер и другие. Задачей было именно разделить предметы на две группы. Больше указаний от экспериментаторов не было.

Когда дети разложили карточки, их попросили вспомнить, какие предметы они раскладывали. Хотя запоминание не входило в задание, ребята назвали практически все предметы. Это и называется непроизвольным запоминанием – когда что-то «запомнилось само».

????Две главных методики изучения непроизвольного запоминания

Процессы запоминания активно исследовали советские учёные А. А. Смирнов и П. И. Зинченко. Они стали авторами двух главных методик изучения непроизвольного запоминания и написали книги. Немного расскажем о каждой из методик.

▪Методика Зинченко

Петр Иванович Зинченко разделил свой эксперимент на три этапа:

- Разложил на столе 15 карточек, в центре которых находилось изображение, а в углу – цифра. Задачей испытуемых было разделить карточки по смыслу на несколько групп. После этого они должны были вспомнить, что было изображено в центре, а что в углу. Почти все назвали изображение, а цифры не назвал никто.

- Предложил испытуемым расположить карточки по возрастанию чисел, изображённых на них. Результат – все вспомнили, какие были изображены на карточках цифры, а вот вспомнить картинки не удалось.

- Психолог поставил задачу на уже разложенные карточки положить другие карточки, чтобы получились такие ассоциативные пары: ракетка – воланчик, нога – мяч, лейка – огород, деньги – кошелёк и т.п. В результате взрослые испытуемые без труда назвали картинки.

Зинченко сделал следующий вывод: хорошо запоминается лишь та информация, на которую направлена деятельность человека. Непроизвольное запоминание случается редко.

▪Методика Смирнова

Анатолий Александрович Смирнов попросил участников эксперимента вспомнить все детали пути, которым они обычно идут с работы до дома, и получил три основных результата:

- Человек редко может вспомнить свои мысли (о чём он думал в определённый момент), зато хорошо запоминает детали, связанные с какими-либо действиями. Допустим, он просто увидел автобус, проезжающий мимо. Вряд ли он скажет, какого цвета тот был. А если он чуть не опоздал на эту маршрутку, то, скорее всего, припомнит её цвет, удобные сиденья, доброго водителя, который не уехал, а подождал опаздывающего.

- Человек отлично помнит детали событий, связанных с проблемами и удачами. Пример: «Если бы не тот таксист (видел бы ты его смешные усы), я бы опоздал на совещание».

- Также хорошо держатся в памяти события, вызвавшие удивление. «На улице стоял 20-градусный мороз, а он шёл без шапки» или «На улице стояла 40-градусная жара, а он гулял в кофте и штанах».

Главный вывод Смирнова: люди запоминают лишь то, что вызывает эмоции и связано с действиями. В принципе, его исследование подтвердило опыты Петра Ивановича Зинченко о действии непроизвольного запоминания.

????Забывание намерений и впечатлений

Почему люди запоминают одну информацию, а другую – забывают Приведем результаты изысканий Зигмунда Фрейда.

Из-за желания человека избежать неприятных ощущений информация может вытесняться из непроизвольной памяти. И интересно то, что вытесняется не только неприятная информация, но и та, которая с ней хоть как-то связана. Причём то, что она вытесняется, не значит, что она пропадает насовсем. Её можно вспомнить, если человек осознает мотивы, за счёт которых она была вытеснена.

Зигмунд Фрейд опрашивал двух путешественников, которые в течение всего путешествия жили в одинаковых условиях. Их воспоминания о дороге и приключениях существенно разнились. По мнению Фрейда, это как раз и объясняется нежеланием испытывать отрицательные эмоции. В доказательство он приводит другой пример действия этого феномена.

Однажды Фрейд пообещал купить музыкальную шкатулку своей знакомой, но забыл, где находится магазин. Когда вспомнил его местоположение, то понял, что он находится по соседству с людьми, с которыми у него плохие отношения. В принципе, этого достаточно, чтобы примерно понять, как происходит забывание.

????Вывод

Если кратко, то непроизвольное запоминание происходит в двух случаях:

1. Когда запомнившаяся деталь связана с действием.

2. Когда событие вызвало сильные эмоции («чуть не опоздал на поезд», «выиграл в лотерею», «стал чемпионом города по шахматам»).
Забывается информация либо из-за её ненадобности, либо из-за её неприятности.

Это и объясняет, почему вы иногда запоминаете вроде бы и ненужную информацию, а действительно нужные вещи часто вылетают из головы. Чтобы запоминать больше и то, что нужно, старайтесь делать так, чтобы чувствовать больше позитивных эмоций, а также превращайте любой процесс в интересное и нескучное занятие.

Источник 4brain. ru
Фото на обложке:
Контакты:
Адрес: Свердлова, 55-д, 15 118513 Москва,
Телефон:+7 495-940-876-58, Электронная почта: contact@my-71.ru новости туризма
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
» Как развить свою память во много раз

уильям аткинсон. «память и ее развитие» современный ритм жизни не прощает медлительности и забывчивости. но вокруг нас столько информации, что мы не успеваем ее запоминать. и если вы считаете, что собственная память

» Уильям Аткинсон. «Память и ее развитие» 

каждый человек может стать умнее и улучшить свою память во много раз, но почти никто не знает, что для этого нужно делать!современный ритм жизни не прощает медлительности и забывчивости. но вокруг нас столько

» Уильям Аткинсон - Память и ее развитие

громадная кладовая человеческой памяти хранит массу впечатлений, получаемых посредством пяти внешних чувств. каждый, казалось бы, забытый факт может быть восстановлен при соответствующих обстоятельствах. книга

» Уильям Аткинсон «Память и ее развитие»

громадная кладовая человеческой памяти хранит массу впечатлений, получаемых посредством пяти внешних чувств. каждый, казалось бы, забытый факт может быть восстановлен при соответствующих обстоятельствах. книга

» Память и ее развитие

автор: уильям уокер аткинсон исполнитель: ирина ерисанова жанр: тренинг описание: громадная кладовая человеческой памяти хранит массу впечатлений, получаемых посредством пяти внешних чувств. каждый, казалось бы, забытый

» 4 ОТЛИЧНЫХ КНИГИ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ:

1. «техника развития памяти. самоучитель» — о. а. андреев. в книге представлены занятия по тренировке памяти, которые позволят вам в совершенстве развить те механизмы вашего мозга, которые отвечают за запоминание и

» Как улучшить память: 6 советов

память — это способность анализировать, сохранять и, при необходимости, воспроизводить определённую информацию. иногда, люди замечают, что им сложно вспомнить какие-то сведения в нужный момент или удерживать их в голове

» ????8 научных способов улучшить память

память чрезвычайно привлекательна для исследователей и актуальна для каждого из нас: все хотят запоминать быстро и надолго. ученые постоянно ищут новые способы улучшить эту когнитивную функцию, а мы собрали результаты

» Как часто вам изменяет ваша... 

...память да-да. признайтесь, как часто вы: возвращаетесь домой, чтобы проверить «а выключила ли.. записываете, потому что запомнить не получается (и потом забываете, где записали) пытаетесь в 347 раз взять и

» Как часто вам изменяет ваша...

...память да-да. признайтесь, как часто вы: возвращаетесь домой, чтобы проверить «а выключила ли.. записываете, потому что запомнить не получается (и потом забываете, где записали) пытаетесь в 347 раз взять и выучить

» ????«Помни все»: 6 упражнений на развитие памяти

почему кто-то, один раз прочитав текст, запоминает его настолько хорошо, что легко цитирует прочитанную месяц назад книгу, а кто-то забывает, о чем только что прочитал почему одни на лекции каждую секунду отвлекаются, а

» Тренировка памяти

автор: франц лёзер исполнитель: георгий попов рубрика: разная литература битрейт аудио: 96 kbps описание: иметь хорошую память - заветная мечта многих людей вне зависимости от их возраста, образования, профессиональной

» В последние время я пользуюсь 3 «склерозниками» 

записная книжка по работе, по инстаграму, по бытовым делам. не скажу, что память часто подводит, но удержать в голове несколько задач сразу не получается. все время в последний момент забывается самое важное. а если

» ????????Аудиокнига - ????«Память и её развитие»

????уильям уокер аткинсон громадная кладовая человеческой памяти хранит массу впечатлений, получаемых посредством пяти внешних чувств. каждый, казалось бы, забытый факт может быть восстановлен при соответствующих

» Высыпайтесь!

как работают биочасы практически любого человека:1. с 6 до 7 утра – «окно», когда лучше всего работает долговременная память, вся полученная информация в этот промежуток усваивается легко.2. с 8 до 9 включается

Оставить комментарий

Калейдоскоп
Как построить деревянную беседку своими руками Как построить деревянную беседку своими...

открытая беседка во дворе дома — идеальное...

  • 19:11
  • 0
  • 0
Ремонт ПВХ окон своими руками. Ремонт ПВХ окон своими руками....

разболталась ручка, замена сломанной ручки,...

  • 11:11
  • 0
  • 0
Печь на опилках Печь на опилках ...

печи, использующие в качестве топлива опилки...

  • 09:11
  • 0
  • 0
Правила покраски гипсокартона Правила покраски гипсокартона...

подготовка гипсокатона под покраскуте, кто...

  • 23:22
  • 0
  • 0
Крыша Судейкина ⬇ Крыша Судейкина ⬇...

в 1914 году знаменитый русский архитектор...

  • 07:22
  • 0
  • 0