
половина успеха в ресторанном бизнесе
Очень часто я сталкиваюсь с тем, что приезжаю на консалтинг в какой-либо ресторан и при общении с владельцем понимаю, что последний даже не представляет про что его бизнес. Да и ресторан он открывал, потому что «ему захотелось». Но позже он начинает сталкиваться с различного рода проблемами и фиаско уже близко. Или же возникает другая ситуация. Человек уже давно в бизнесе «и раньше же я зарабатывал и люди были», но за последние годы рынок сильно изменился, и конкуренция выросла и старые методы уже не прокатывают и нужны совершенно иные подходы.
Так в чем же кроется половина успеха в ресторанном бизнесе. Конечно же в понимании концепции ресторана, стратегии его развития и инструментах, которые Вы будете использовать для ее реализации. На стартовом этапе или в случае ребрендинга Вы должны выстроить всю систему построения бренда. Это очень сильно упростит жизнь и Вам и вашим «топам», которых вы наймете на работу.
Вам необходимо создать документ (Стратегический Brand Book), в котором будут следующие пункты:
раздел: БРЕНД:
- логотип
В этом пункте Вы должны обозначить, что символизирует Ваш логотип и показать его графическое изображение.
- слоган – пропишите варианты различных слоганов, которые целиком и полностью будут отражать вашу концепцию. Идеально, если в слоган вы упакуете ваше УТП
- концепция и посыл – в этом пункте вы как можно подробнее должны расписать всю вашу концепцию и посыл – информацию, которую вы должны донести до своего гостя.
- шаги к успеху – выпишите для себя 10 основных принципов (шагов) в построении бизнеса. Постарайтесь наметить для себя некий путь развития, при прохождении которого вы станете лидирующей компанией.
- SMART цели – поставьте себе цели по SMART в долгосрочной и краткосрочной перспективе.
- целевая аудитория – определите свою целевую аудиторию по различным критериям: пол, социальный статус, уровень дохода, где бывает ваша аудитория, что она любит и так далее.
- потребности аудитории – постарайтесь понять, что нужно вашей аудитории и какие ее потребности вы можете закрыть в своем бизнесе.
- портрет гостя и образы – создайте несколько своих виртуальных гостей. Присвойте им имена, опишите их привычки, предпочтения, пристрастия. Постарайтесь понять, как они живут и что для них ценно. А потом выстройте между ними взаимосвязь.
- проведите анализ торговой территории по методу «5W», а также составьте таблицу конкурентов, где отразите всю важную информацию, с которой будете работать в дальнейшем.
- подход - пропишите подход в ведении бизнеса, а также сценарии по которым вы будете выстраивать все свои бизнес-процессы.
- миссия и идея – обозначьте вашу миссию и идею в бизнесе в целом. Объясните самому себе и вселенной (обществу) для чего вы это делаете.
- характер бренда – опишите характер бренда и визуализируйте его, подобрав известную личность под описание характера
- бренд-платформа – составьте бренд-платформу, где вы опишите: видение бренда, целевую аудиторию, суть бренда и атрибуты бренда.
- фирменные цвета – продумайте ваши фирменные цвета и опишите, почему вы выбрали именно их. Подумайте, что они символизируют в картине вашего бизнеса.
- аромамаркетинг – подумайте, какие запахи вы сможете использовать в своем бизнесе и на что они будут мотивировать ваших гостей.
- система лояльности – пропишите, какую систему лояльности вы будете использовать. Постарайтесь не просто ввести карты, которые есть везде, а понять какая бы система понравилась вашим гостям и была бы действительно ценна.
- идентификаторы бренда – пропишите все идентификаторы вашего бренда. Как будет выглядеть посуда, счетница и тд. Какие элементы декора вы будете использовать Постарайтесь придумать их как можно больше. Вы должны осознавать, что различные идентификаторы будут постоянно напоминать гостю о вашем ресторане, а значит мотивировать его приходить все чаще и чаще.
- концепция дизайна интерьера – на первом этапе вы должны концептуально продумать ваш интерьер и сделать некий коллаж-проект, а также текстовое описание того, что бы вы хотели видеть в интерьере. Все это нужно сделать до того, как вы начнете работать с дизайнером.
- музыкальный формат – тщательно продумайте ваш музыкальный формат, после чего напишите регламент.
МАРКЕТИНГ
- УТП – пропишите Ваше УТП. Как это сделать, я рассказывал в своей предыдущей статье.
- воронка продаж – пропишите свою воронку продаж (лид магнит, трип ваир, основная продажа, оптимизатор, профит максимайзер, тропинка возврата)
- SWOT анализ – сделайте анализ по своему бизнесу, где отразите сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы. Постарайтесь капнуть как можно глубже.
- касания к гостю – продумайте и опишите все касания к гостю. Вы должны учесть все касания, которые гость сам совершает при визите в ваш ресторан, а также те касания, на которые будете мотивировать его вы.
- легенда – пропишите легенду вашего ресторана, а также некий «экскурсионный» путь, который познакомит вашего гостя с «вами».
- арт-объект – продумайте различные арт-объекты на старте и в долгосрочной перспективе. Помните, что арт-объект – это отличный инструмент запуска сарафанного радио.
- бизнес талисман – придумайте свой талисман. В идеале он должен быть одушевленным. Об этом написано в одной из моих статей ранее.
- входная группа. Образ хостес – помните, что гость получает впечатление в первые 3 минуты посещения вашего ресторана, а значит образ хостес, скрипты и убранство входной группы – это важнейший инструмент эмоционального управления.
- направление кухни – пропишите направление кухни вашего ресторана. Успешных ресторанов с кухней «про все» не бывает, поэтому этому нужно уделить пристальное внимание.
- маркетинговые позиции меню – продумайте все маркетинговые позиции в меню. С одной стороны, как вы будете выглядеть по «топовым» позициям среди ваших конкурентов, с другой – какие бы позиции вы бы предложили в своей рекламной кампании, чтобы заинтриговать гостя.
- WOW – подумайте, что бы вы могли такого сделать, чтобы произвести WOW эффект на гостя. Это очень важно.
- управление эмоциями – в этом пункте надо описать как вы будете управлять эмоциями гостей, что будет мотивировать их вернуться к вам снова.
- оптимизаторы удобства – что бы ввели в свой ресторан, чтобы сделать пребывание вашего гостя максимально комфортным. Пропишите все в этом пункте.
раздел: ЭЛЕМЕНТЫ ПРОДВИЖЕНИЯ
- Инфоповоды – какие инфоповоды вы будете использовать для продвижения вашего ресторана
- Инструменты увеличения лояльности – подумайте как увеличить лояльность ваших гостей к ресторану в целом и какие инструменты для этого вы будете использовать.
- Production – в этом пункте опишите какой фото и видеопродакшн вам нужен для продвижения вашего бизнеса.
- Акции – пропишите акции хотя бы на первые полгода работы вашего ресторана. Это поможет вам в быстром старте.
- Активности – какие активности вы будете использовать в работе Как вам увлечь гостей и показать что в вашем ресторане всегда есть «жизнь», ведь «действие рождает действие».
- Работа с образами – помните мы делали портреты гостя. Теперь продумайте, как вы сможете использовать эту информацию и как работать с этими образами
- Ресторан и дети – подумайте, чем бы вы могли увлечь детей. Опишите здесь игровую концепцию, детское меню, детские активности и тд. Уделите этому пункту особое внимание.
- Бизнес-ланчи или обеденное меню – на начальном этапе продумайте, нужны ли вам бизнес-ланчи или нет. Если «да», то каким он должен быть и как вы будете его продвигать. Если «нет», то, что вы поставите на замену ему.
- Комплименты и регламент – опишите за что и как вы будете использовать инструмент «комплименты» в своем бизнесе. Постарайтесь перенести это в регламент.
- Партнеры кросс-маркетинга – сразу найдите себе крос-партнеров и продумайте все возможные схемы взаимодействия.
- Лидеры мнений/блогеры – проштудируйте интернет и выпишите всех тех, с кем бы вам было интересно поработать и где пересекается ваша аудитория. Лучше это делать на этапе подготовки к запуску проекта, потому что потом вам будет некогда об этом думать.
- Популярные сообщества – то же самое. Продумайте сразу с какими популярными сообществами вы могли бы поработать и где смогли бы разместить вашу рекламу.
- SMM – прдумайте концепцию SMM. Составьте некое техническое задание для ваших будущих смм специалистов.
- Работа с обратной связью – продумайте как вы будете работать с обратной связью, как вы будете отслеживать отзывы и по каким каналам. Подумайте также, как вы будете мотивировать гостей на отзывы и как станете отрабатывать возражения.
- Контент-план – составьте предварительный контент-план по продвижению вашего бренда в социальных сетях. Это очень сильно упростит работу в будущем.
В зависимости от формата вашего бизнеса, территориальных особенностей и концепции некоторых пунктов может не быть или же наоборот будут добавлены.
Поверьте! Написание подобного бренд-бука очень сильно упростит вам жизнь и поможет достичь успеха в ресторанном бизнесе, потому что вы ПРОДУМАЛИ ВСЕ ДО МЕЛОЧЕЙ и имеете четкий план как и куда двигаться.
Если же вы сами пока не понимаете и не знаете как это сделать, то обратитесь к профессионалам. Стоимость такого документа гораздо дешевле, чем стоимость непростительных ошибок или зарплата маркетолога, который вам будет делать это, пока вы будете платить аренду и нести убытки в процессе работы.
Удачи Вам в Ваших проектах.
Автор проекта "Ресторано",
Андрей Чекмарев.